Из истории карнавалов и Las Fallas, или как сохраняли психическое здоровье в средние века 🏰🎭🏹
Есть несколько версий происхождения слова карнавал. Первая, от “караван” - движущийся корабль, а вульгарная латынь объясняет карнавал как прощание с мясом перед Великим постом. Про мясо не так интересно, а вот про корабль давайте поговорим. В средневековой Европе существовала традиция – собирать всех городских сумасшедших и помещать их на судно, лишенное руля, отправляя вниз по течению реки (об этом можно почитать у Фуко “История безумия в классическую эпоху”). Что происходило на этом корабле догадаться нетрудно. Связь корабля дураков и праздника, который был включен в христианский календарь, но так и остается языческим отголоском празднования окончания зимы и начала весны, изначально может показаться не очевидной, но тем не менее, что мы знаем о карнавалах помимо масок и прочих атрибутов? Это неделя разгула и время, когда снимаются все запреты.
Да, сейчас у нас есть вполне разумное объяснение - мы празднуем для того, чтобы увеличить плодородие земли. Las Fallas в Валенсии, например, тоже имеет в своей структуре культ женщины, девы Марии, плодородия итд, но если мы заглянем в глубь веков и обратимся к исследованиям М.Бахтина (книга “Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья”), то обнаружим также такое понятие, как “телесный низ”. Сама идея карнавала связана с теми органами, которые отвечают за плодородие, а соответственно за поедание, размножение и (извините) освобождение от съеденного. В обычное время упоминание “телесного низа” - табу, особенно в средние века, а во время карнавала - нормально.
Бахтин говорит, что карнавальная культура - это культура-перевертыш. Жизнь людей средневековья была связана с огромным количеством запретов, и на короткое время перед Великим постом эти запреты снимались. А что еще было под запретом? Смех. Отсюда Арлекины, Петрушки, танцы, веселье, театральные спектакли. В Испании до сих пор каждая фигура для праздника (falla) это высмеивание тех событий, которые произошли в обществе за год. И отсюда амбивалентность карнавала - смех как то, что есть хаос (тот самый корабль безумцев) и одновременно то, что возрождает к жизни. Во многих культурах также сумасшедшие почитались как “божьи люди”. И получается опять двойственность - безумец, который позволяет себе думать только “телесным низом” может быть… святым.